Автор текста Гюзелла Николайшвили — доцент НИУ «Высшая школа экономики», директор АНО «Лаборатория социальной рекламы».
Тема шока в социальной рекламе активно обсуждалась 10-15 лет назад. В какой-то момент показалось, что разные игроки рынка социальной рекламы поняли плюсы и минусы шока и научились пользоваться этим скандальным инструментом.
Однако тяга к хайпу и быстрым успехам не оставляет креаторов, и никто не предупреждает как производителей, так заказчиков социальной рекламы о рисках прибегания к шоку.
Вспомним несколько спорных кейсов, которые в разное время попадали в топ новостей.
В Санкт-Петербурге в прессе появилась реклама агентства «Гради» с нетривиальными плакатами, рассказывающими, что инвалидность можно воспринимать не трагично, а даже иронично. Это была кампания, выигравшая тендер Комитета по печати и связям с общественностью администрации Санкт-Петербурга по разработке рекламы по проблемам жизни людей с инвалидностью.
Один сюжет хорошо запомнился: парень без рук стоит в футболке, улыбается в камеру. Слоган: «Работаю не покладая рук». Креативный прием понятен – авторы работали с известными поговорками и хотели показать их второй смысл, иллюстрируя героями с разными видами инвалидности.
Один сюжет хорошо запомнился: парень без рук стоит в футболке, улыбается в камеру. Слоган: «Работаю не покладая рук». Креативный прием понятен – авторы работали с известными поговорками и хотели показать их второй смысл, иллюстрируя героями с разными видами инвалидности.
Эффект: плакаты вызвали неоднозначные чувства и непринятие людьми с инвалидностью и их родственниками.
ADCR (Клуб арт-директоров России. — Прим. АСИ) сделал кампанию «Социальная вакцинация» по профилактике подросткового курения. Плакаты висели на разных этажах МГИМО и показывались на фестивалях. В основе сюжетов были студенческие сценки: парень с девушкой стоят в пролетах лестницы, у парня в джинсах вместо коленки или вместо головы – дымящаяся сигарета. В этой же серии хорошо запоминалась девушка с пепельницей с окурками вместо рта.
Эффект: девушка с окурками запоминалась мгновенно, многие юноши просили сделать копию, чтобы подарить своим курящим подругам. От плаката с дымящимся коленом и головой впечатление было неоднозначным.
Впервые в России на федеральных телеканалах появились шоковые ролики с последствиями аварии на дороге: ребенок на заднем сиденье уцелел, а родители, вылетевшие через переднее стекло, лежат мертвыми на капоте.
Производитель — агентство «Естественно» (впоследствии – Zavod). Для съемок приглашали французского режиссера, который использовал инструментарий шока, привычный для Европы, и честно выполнил свою работу.
Недооценили одну деталь – ментальность российской аудитории, для которой шок – это травма, связанная с высоким уровнем стресса в условиях жизни в 1990-2000-х годах. В отличие от европейского зрителя, для которого шоковая социальная реклама — выход из привычных шаблонов и зоны интроверсии.
Эффект: кейс настолько «не лег» в российскую аудиторию, что, будучи размещенным платно (!) в рекламных блоках НТВ и России-1, был снят с эфира, так как стали падать рейтинги этих телеканалов! Зритель проголосовал ногами, уходя из эфиров с шоковым контентом.
В Красноярске на региональных сайтах прошла серия из 12 роликов о последствиях наркозависимости. В роликах подростки пили мочу, а авторы сравнивали ее с наркотиком, который подросток употребляет добровольно. Некоторые из сюжетов пожестче невозможно пересказать даже словами. Авторы этой кампании – известное красноярское агентство (руководитель Олег Виноградов), мы встречались на брифинге в РИА Новости, в котором участвовали как эксперты.
Позиция агентства была стандартной для создателей шокового контента: «Мы знаем, как напугать подростков, чтобы вызвать у них отвращение к наркотикам! Сопли и слюни ваши здесь не помогут».
Эффекты: несмотря на то, что кампания была создана на средства государственного гранта с размещением в течение четырех месяцев, возмущение жителей Красноярского края было настолько сильным, что спустя неделю ролики изъяли из интернета и все их копии исчезли. Есть сведения, что кампания негативно повлияла на самочувствие жителей, повысился уровень депрессии.
Осенью 2011 года на 500 поверхностях наружной рекламы в Москве появился плакат с непонятным в первом приближении сюжетом: грудной ребенок лежал на животе. Билборды напоминали рекламу памперсов. И только приглядевшись и прочитав слоган, можно было увидеть, что о спину ребенка погасили сигарету.
Это был первый плакат широкомасштабной кампании «Всё равно?», инициированной RUSOUTDOOR совместно с рекламной группой АДВ.
В течение недели все СМИ взорвались обсуждением этого сюжета и вообще этики в социальной рекламе. Рабочая группа комиссии по рекламе Общественной палаты даже пригласила на обсуждение экспертов рекламного рынка и авторов кампании, позиция которых была также стандартной для создателей шок-контента: «Только мы знаем, как заставить людей задуматься о последствиях курения, сопли и слюни не помогут!»
Эффект: авторы ушли со встречи, уверенные в своей правоте, но в дело вмешалась ФАС — в рекламе нашли признаки призыва к насилию над детьми, и в течение суток 500 билборлдов размонтировали.
И снова про непристегнутых водителей. На этот раз – под Нижним Новгородом. Оператор наружной рекламы использовал игру слов о пустующих площадях и сделал плакат, в который «врезался» человек, со словами «Здесь могло быть ваше тело».
Эффект: за несколько дней билборды увидели столько детей, что пришлось вмешаться врачам, лечащим неврозы. После многочисленным обращений в СМИ и департаменты рекламы билборды сняли, а заказчики рекламы заплатили штраф.
Этот случай выбивается из предыдущих, так как в шоковой рекламе обычно креаторы работают с визуальными образами, а здесь смыслы передавались на уровне текстов.
Хорошая идея – развенчание мифов – попала в ловушку коммуникации, которую хорошо знают политтехнологи: критикуя конкурента, особенно малоизвестного, ты рекламируешь его за свои деньги.
Реклама задела глубоко травматичную аудиторию родителей, которые и так живут в шоковом состоянии десятилетиями.
И вторая неудача этой кампании — дизайнерская ошибка большого известного агентства. Почему, вопреки законам дизайна, самое важное, сущностное в плакате пишется незаметным и малочитаемым шрифтом?
Как и на старом билборде 2007 года:
Эффект: негодование родственников людей с инвалидностью было настолько сильным, что через два дня после начала рекламной кампании все билборды в Москве размонтировали, руководитель фонда «Подарок ангелу» Анастасия Приказчикова принесла извинения в социальных сетях. Агентство СМЕТАНА, авторы креативного решения кампании, несколько дней молчали и опубликовали свои комментарии — намного позже, чем фонд.
«Потому что рекламистов учат: не важно как, главное – запомниться любой ценой! На что я отвечаю: если не важно как, то лучший способ запомниться — написать на ярком фоне слово из трех букв и рядом поставить бренд заказчика. А если все-таки послевкусие от сообщения важно, то надо учитывать ценности того, на кого ориентирован посыл. А для этого надо обладать знаниями, выходящими за рамки примитивных «рекламных крючков» Ну и, конечно, элементарное чувство меры – или есть, или его нет».
Фото: Санкт-Петербургский союз дизайнеров
«Шок – это только инструмент. Точно так же, как хирург скальпелем делает операцию, шок применим только в крайнем случае, когда другие инструменты уже не работают. Он нужен, чтобы обратить внимание на проблему, которая табуирована, не лежит на поверхности и обладает социальной значимостью.
Из исторических примеров коммерческой рекламы: бренд Benetton выстроен весь на скандальной кампании. Несмотря на то, что после кампании последовал разрыв автора идеи Оливьеро Тоскани с руководителями бренда, потому что родители убитых подростков, фигурировавших в кампании, потребовали закрытия бренда и половина коллекции осталась нераспроданной, репутация его не пострадала, наоборот – он получил всемирную известность.
В ситуации социальной рекламы, когда люди не чувствуют, не слышат друг друга, нужен шок конечно. Потому что тогда в активном публичном обсуждении событие приобретает значимость».
Фото: НИУ «Высшая школа экономики»
(От редакции: Александр Алексеев говорит о кампании Оливьеро Тоскани для Benetton 2000 года, на рекламных плакатах которой были лица заключенных-убийц, приговоренных к казни на электрическом стуле. После этой кампании бренд прекратил сотрудничество с Тоскани. В 2017 году сотрудничество возобновилось, но в 2020-м Benetton уволил Тоскани за оскорбительные высказывания в отношении погибших при обрушении моста в Генуе.)
«Шоковой социальной рекламы или шокового кино сейчас создается не меньше, чем раньше, по одной простой причине: шок – это базовый элемент драматургии. Причем шок реализовать гораздо проще, чем другие инструменты – комедию, драму, экспериментальный перфоманс (которые, тем не менее, доносят основное послание).
К сожалению, создатели шоковых кампаний редко анализируют предыдущий опыт шока с точки зрения эффективности приема, а не с точки зрения клиента или публичного резонанса. И вот это отсутствие исследования референсов шока приводит к тому, что многие такие кампании заимствуются из уже реализованных российских или зарубежных примеров».
Фото: личный архив
«Креаторы чаще всего воспринимают социальную рекламу как фестивальный кейс, понятный им и их конкурентам по конкурсу, а не как помощь или социальную ответственность».
Фото: АКАР
«Из-за повышенного информационного стресса и того, что в этой теме трудно быть оригинальным и выдать новые яркие решения, креаторы пытаются пойти по шоковому сценарию, часто при этом недооценивая ментальные особенности и опыт коллективной травматизации общества в России. Конкретно в примере кампании «Подарок ангелу» — психологические риски для такой сложной целевой аудитории как родители».
Фото: личный архив
Елена Решетова: Шок — вполне оправданный прием. Только он должен быть направлен на проблему и на тех, кто окружает социально не защищенных, попавших в сложные и часто трагические обстоятельства людей и их семьи, а не на них самих. И лучше разрабатывать такие проекты в команде с аналитиками и маркетологами, специализирующимися на социально значимых темах.
Светлана Шевченко: Что касается кейса с темой инвалидности – возможно, это попытка более мягкого подхода к шоковому сценарию, и она оказалась не до конца эффективной по двум причинам:
— не выдержан баланс «фрустрации и поддержки», что очень важно в работе с тяжелыми темами в России. Болевые точки в теме были нажаты, а качественный выход на ресурс и новое отношение к проблемам не были высвечены, это не до конца было обыграно на уровне дизайнерского решения;
— шок хорош в темах, где всё излишне табуировано и проблема явно замалчивается, что для этой темы явно не так. У нас давно принято в обществе во всем тотально винить родителей и при этом так же директивно указывать им, что можно и что нельзя, как правильно воспитывать детей, какими родителями им быть, особенно есть речь о детях с ОВЗ. Часто родителям просто не хватает качественно другой поддержки, позитивных и вдохновляющих примеров других семей вместо менторства, эффективных социальных и психологических программ, права на ошибку, помощи в эмоциональном выгорании.
Эта кампания могла быть намного эффективнее, если бы после провокационного билборда следовал второй, с уже позитивным и поддерживающим сообщением, где был бы обозначен выход и транслировалось бы, что и как мы предлагаем в обществе для решения этой проблемы.
Георгий Молодцов: Конечно, создание какого-то единого дата-центра, базы, реестра социальной рекламы с экспертными комментариями по реализованным кампаниям — что было в них было удачным, а что неудачным — было бы очень полезно для всех игроков рынка, а особенно для небольших НКО, которые часто ведутся на креативные и яркие предложения молодых рекламистов, реализующих в первую очередь фестивальные амбиции, а не задачи заказчика. Поэтому, приступая к такой кампании, в первую очередь изучите предыдущий опыт и результаты нестандартных кампаний с применением скандального инструментария.
«Эффективное рекламное сообщение — это микс, в том числе и разнополярных эмоциональных элементов. Когда содержательной цели нет — обычно это звучит как «реклама заставила задуматься», «вызвала обсуждение», «мы победили на фестивале», — шок отлично работает, ведь он не решает проблем, разве что создает новые и защитную реакцию общества. А когда есть конкретная цель решения социальной проблемы (то, что и делает сообщение рекламой), то в этом миксе главное — представить через сюжеты, образы, метафоры и соответствующее эмоциональное вовлечение выход из проблемы или хотя бы надежду на возможность решения и изменения проблемной ситуации».
Фото: Слава Замыслов/АСИ
Некоторые выводы:
приемы шоковой рекламы, столь успешные в рекламе коммерческой и приводящие к росту известности бренда и росту продаж, не переносимы механически в рекламу социальную. Если коммерческий бренд рискует только отсутствием продаж в результате провала, то в социальной кампании страдают уязвимые части аудитории, для которых шоковая реклама – это еще одна травма;
если вам необходима шоковая кампания – тестируйте ее перед выходом на разных аудиториях, с хорошей выборкой респондентов, с открытыми вопросами и их комментариями, не экспериментируйте на психике целевой аудитории, когда кампания уже размещена;
если вы всё же решаете запускать шок-кампанию — давайте в финале ролика или на плакате подсказку к поиску выхода из проблемы, это минимизирует риски шока и делает сообщение запоминаемым;
не гонитесь за хайпом и информационным шумом, в социальной кампании это имеет драматичные последствия;
если не шок, то что? Мое мнение – юмор, ирония гораздо более сильные и продуктивные инструменты, вызывающие положительные эмоции. И запоминаемость у такой кампании намного больше, хотя для креаторов эта задача намного сложнее. В коммерческой рекламе юмористические кампании – самые высокобюджетные, потому что придумать их гораздо труднее, чем вызвать банальный шок.
Фото: https://uhta24.ru/