Георгий, привет! Спасибо, что нашел время для интервью.
Ты режиссер, закончил ВГИК. При этом последний год активно занимаешься виртуальной реальностью, о которой многие слышали, но пока мало с ней знакомы. Готовясь к нашей встрече, мы тоже оказались в некотором информационном вакууме. Поэтому нам интересно от тебя получить комментарии по этой теме.
Прежде всего нужно объяснить, что мы говорим о видео со сферическим или панорамным изображением в 360°. Видео, показывающее изображение таким, как его видит человек вокруг себя – все 360 градусов обзора.
Виртуальная реальность – это лишь один из инструментов воспроизведения этого видео. При этом видео 360° мы можем смотреть и без шлемов виртуальной и дополненной реальности. И сейчас, когда мы на youtube можем «прокручивать» такие ролики на мониторах ноутбука, или на FB можем просматривать панорамные изображения, вращая телефон, – все это те же самые ролики (файлы), просто мы их смотрим не в формате виртуальной реальности. Я бы сказал, что 360° – это базовая модель знакомства с виртуальной реальностью, находящаяся на стыке между традиционным кино- и теле-производством, и новой высокотехнологичной модели виртуальной реальности.
Виртуальная реальность – это возможность погружения зрителя в игровую оболочку, взаимодействие с ней. А видео – оно предснятое, там нет взаимодействия, но там сильно выше эффект присутствия. У зрителя создается иллюзия нахождения в том пространстве, на которое он смотрит.
Из-за того, что это предснятое видео, которое снято как на обычные камеры, человек при просмотре не может действовать, приближаться к объектам – он только может крутить головой и смотреть вокруг себя, наблюдать все то, что было снято. Но отличие такого изображения от компьютерных игр в том, что оно реально. Несмотря на то, что технически качество пока не может приблизиться к традиционному, погружение и впечатления от просмотра может быть намного выше, чем компьютерная смоделированная среда.
Я использую термин VR360 – производство 360-градусного контента для воспроизведения в шлемах виртуальной реальности.
Вообще, виртуальная реальность, как формат, существует уже не первый десяток лет. Есть большое количество хороших исследований о том, как были сделаны разработки –военные, компьютерные, технологичные, геймерские, развлекательные, которые не смогли масштабно выйти на рынок из-за ограничений мощностей устройств, их воспроизводящих. Сейчас технологии стали доступными на любом компьютерами с хорошей видеокартой. На сегодня самая продвинутая система, подключающаяся к персональному компьютеру через кабели – это Oculus Rift и HTC Vive.
Ниже по ступени стоят шлемы с собственными операционными системами, например Samsung Gear VR. Они используют свои самые высокопроизводительные премиальные смартфоны и шлемы, в которые встроены самостоятельные датчики гироскопа и акселерометра.
На самой нижней ступени стоят очки и шлемы виртуальной реальности. Например, изобретенная Google картонка, внутри которой расположены всего две сферические линзы, которая так и называется – Google Cardboard. Искажения, воспроизводимые на смартфоне, отображают в правильном формате VR360. Т.е. на телефоне лежит видео-файл 360°, через специальный плеер-приложение изображение распределяется на два глаза. Помещая смартфон в коробку, мы переносимся в мир VR.
Это так совпало, что Google для одного из своих проектов изобрел кардборд, и в большинстве современных смартфонов есть встроенные гироскоп и акселерометр. Гироскоп позволяет удерживать линию горизонта, а акселерометр понимает, на какой высоте вы находитесь и следит за тем, куда поворачивается телефон относительно точки. А программа считывает вектор направления и таким образом поворачивает изображение. Вот так, поворачивая голову, изображение поворачивается вместе с нами.
Это обычный mp4 файл в кодаке h.264 с определенным потоком и частотой кадров. Этот файл не выглядит сферичным, а как прямоугольник, но в искаженной, так называемой эквидистантной проекции. Так ещё географические карты выпускают, как если бы перенести изображение со сферы на плоскость.
Откуда происходит эта технология?
Не скажу так сходу, как родилась съемка панорамного видео. Знаю, что эксперименты с панорамным кино появились ещё в период рождения кино. Круговая панорама на ВДНХ, Планетарий – все это модели сферического изображения.
В предыдущем интервью Роман Васьянов заметил, что в Америке сейчас VR набирает популярность, но никто не понимает, можно ли использовать эту технологию для реализации художественного замысла. По-твоему, режиссеру нужно иметь специальную техническую подготовку, чтобы работать с VR?
Я сам учился в течении 2-х лет в США в киношколе в магистратуре, в дополнение к моему образованию во ВГИКе. Являюсь отборщиком и организатором программы документальных фильмов для Московского кинофестиваля, поэтому часть моей работы – посещать кинорынки и фестивали. Так вот, в 2015-м году я посетил кинофестиваль Sundance и увидел, что большое количество людей привлек павильон New Frontier, который в тот момент создавал для VR мировой пиар.
Всего год назад?
Да. Причем до этого все эти проекты существовали, в том числе и в России. Но, на мой взгляд, серьезно зазвучали они с января 2015-го. Тогда VR-ром заинтересовались крупные компании в США. Google создал кардборд, FB приобрел Oculus. Samsung купил лицензию у Oculus и выпустил целую экосистему Gear VR, включающую в себя шлем, камеру, и основывающуюся на использовании своих премиальных телефонов.
Следующий этап технологий – это дополненная и смешанная реальности. Это когда голографические проекции взаимодействуют с предметами.
Так вот, на Sundance было представлено много интересных работ-исследований синтеза технологий и традиционных форм искусства. Одним из известных клипов в 360 стал клип Bjork, который привел к тому, что она сейчас выпустила целый альбом, исключительно под шлемы VR. Причем эксклюзивно под HTC Vive.
Вопрос – откуда появились эти режиссеры, которые стали снимать под VR? Я вижу два источника. Первый – это люди, которые сильно увлечены технологиями и увидели в них возможность адаптации для съемок сферического видео камер Red, DSLR (Digital Single Lens Reflex), Go Pro. Одним из первых, кто начал снимать 360 видео – документалист Данфунг Деннис. Я отбирал его в программу Московского кинофестиваля, и он в 2011 году получил приз «Серебряный Георгий» за свой документальный фильм. Он стал одним из первых режиссеров, который снимал свои фильмы на DSLR, чем во многом изменил эстетику документального кино. Будучи военным фотожурналистом, он снял очень красивый и эксклюзивный материал, который не так-то просто снять на войне. И с этим фильмом он также получил Гран-при на Sundance, номинацию на Оскар. И когда я покупал его фильм для телеканала «Культура» и брал у него интервью, он уже в 2011 году рассказал о том, что занимается исследованием технологии съемок сферического 360° видео. На тот момент я вообще не имел понятия, о чем он мне рассказывает. Он оказался одним из первых масштабных режиссеров, кто создал свою компанию Condition One, у которой есть конкретные заказчики, скорее всего военные. И такие режиссеры очень хорошо себя чувствуют в своей замкнутой экосистеме, и их фильмы путешествуют по международным кинофестивалям, связанным с VR.
Затем появился Крис Милк со своей компанием VRSE, которая сейчас стала называться Within и его продакшн-студия, переименованная из VRSE Works в Here be Dragons. Одно из его известнейших выступлений на TED, где он рассказывал о будущем VR, стало большим толчком к появлению энтузиастов. Крис привлек крупных режиссеров к съемке документальных короткометражных работ. Например, Люси Вокер, она 4-х кратный номинант на премию Оскар, снимает сейчас продолжение фильма Вима Вендерса «Buena Vista Social Club» – её фильм был снят как в традиционном 2D, так и в 360.
Компания Oculus образовали Oculus Studio – креативное пространство, обучающее людей. Образовательные программы запущена в Нью-Йоркском университете и в Калифорнийском университете.
Я думаю, что процессы, которые сейчас происходят в VR360, схожи с теми, которые были с DSLR камерами, когда пришло огромное число людей и начали снимать простые вещи, но постепенно росли и стали работать с крупными клиентами в рекламе.
Режиссеру, снимающему в 360, ввиду отсутствия системы предварительного просмотра, необходимо иметь очень хорошее воображение. Большинство специалистов, занимающихся съемками 360 – это профессиональные операторы или инженеры с техническим образованием.
Как технически камерой добиться эффекта 360?
Сферическое видео снимается на 360° по горизонту плюс 180 по вертикали. В основе лежит принцип многолинзовых систем. Многолинзовые камеры могут быть основаны на собственной внутренней системе, где процессы синхронизированы, или же собраны в систему отдельно стоящих камер, каждая их которых снимает самостоятельно, а затем специальная программа «сшивает» изображение в сферу.
«Сшивание» происходит на монтаже? Традиционные известные программы для этого подходят?
Изображение «сшить» в этих программах не получится. Для этого используют специальный софт, довольно дорогой.
Поскольку много решений для VR были разработаны Google, то и Youtube, принадлежащий им, стал площадкой, на которой можно воспроизводить видео 360. Файл, загруженный на Youtube, будет воспроизводиться на любом ноутбуке, вне зависимости от браузера. Не нужно устанавливать никакой особый плеер, достаточно получить ссылку на ролик на youtube, открыть ее на своем смартфоне и просматривать, в том числе поместив смартфон в кардборд. На сегодня существует шесть основных платформ, которые поддерживают видео 360.
В чем ты видишь преимущество 360 над традиционным видео?
Сейчас мы переживаем момент массового знакомства людей с VR. Я часто вспоминаю статью Павла Флоренского «Органопроекция» начала 20-го века, в которой он размышлял, что «инструменты, создаваемые человеком, являются проекцией его потребностей и продолжением его органов». То есть смартфон является проекцией необходимости вести общение, говорить, слушать, смотреть, а также нашей внутренней потребности взаимодействовать. Так вот для видео 360 не нужно создавать новые инструменты, они уже созданы. Достаточно небольшого дополнения, чтобы оно стало настолько же органичным, как и уже имеющиеся у нас органы – руки, ноги, голова. Смартфон стал нашей основой коммуникации, за счет реализации потенциала и запроса нашего организма на реализацию коммуникаций в том формате, в котором существует наша цивилизация. Так и 360 сегодня использует этот инструмент для того, чтобы продолжить развивать этот потенциал. Возможно, звучит слишком философски! (смеется)
Чем особенно кино в 360? Погружаясь в него, человек ассоциирует себя с тем местом, которое его окружает. Происходит телепортация, он невольно подыгрывает развивающейся вокруг него истории.
И, как и в традиционном кино, зритель погружается в историю, но гораздо ярче начинает испытывать эмоции.
В обычных кинотеатрах возможно сегодня просматривать отснятые в 360 фильмы?
Нет, нельзя. Думаю, в мультиплексах могут скоро появиться залы для просмотра VR-фильмов.
Расскажи про первый фестиваль виртуальной реальности, который был проведен в этом году.
Он назывался EMC VR Film Festival, я стал его инициатором и программным директором. За три дня около 2000 зрителей. Со следующего года, думаю, мы будем существовать при одном из крупных, уже существующих фестивалей.
Что известные кинокритики говорят об этом явлении?
Мы делали презентацию на Кинотавре, и я всем объясняю и прошу учитывать, что технологически мы на раннем этапе развития. Так что мы пока слышим общие фразы: «это развлечение», «это не заменит кино», «за этим будущее», и так далее.
Чем сейчас занят?
Продолжаю как режиссер, в том числе коммерческой рекламы. Также работаю в «Лаборатории социальной рекламы». Сотрудничаем с организациями, помогающими людям с ограниченными возможностями. Участвую в проекте VRability. Мой вход в виртуальную реальность начался с него. Мы с инженером Станиславом Колесником инициировали его в тот момент, когда VR360 был интересен крайне небольшому кругу людей. В течение года, делая проект о людях с инвалидностью, мы нашли десятки интересных технических решений, а я открыл творчески интересные приемы монтажа.
Как считаешь, какие перспективы для производителей видео 360 открываются в ближайшее время?
Для рекламных продакшенов модель 360 станет успешной из-за того, что крупнейшие IT-компании дают огромные преференции тем, кто создает hi-end контент, который привлекает зрителя. Google, FB, Samsung – для этих компаний VR360 является сегодня высшей точкой продвижения своих технологий.
На западе многие компании и известные режиссеры обращают свой взор с сторону VR продакшена. В ближайшее время в 360 будет профессиональный скачек. Появятся профессиональные камеры, позволяющие снимать на очень высоком уровне.
В завершении, можешь порекомендовать полезные ссылки и ресурсы по теме видео 360?
Приложения, в которых можно посмотреть готовый контент в 360°:
New York Times VR – http://www.nytimes.com/marketing/nytvr/
Within – http://with.in/
ARTE 360 – http://sites.arte.tv/360/en
Discovery VR – http://www.discoveryvr.com/
Google Spotlight Stories – https://atap.google.com/spotlight-stories/
Видео-хостинги и контент-платформы для загрузки и просмотра контента в 360:
Youtube – https://www.youtube.com/channel/Uczuqhhs6NwbgTzMuM09WKDQ
Facebook – https://facebook360.fb.com/
Littlestar – http://www.littlstar.com
Vrideo – http://www.vrideo.com
SamsungVR – https://samsungvr.com/
GoPro VR – https://vr.gopro.com/
Плееры для воспроизведения роликов 360 на телефоне:
Homido – http://www.homido.com/en/apps/homido-apps (iOS/Android)
Для Android: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.stephanelx.vrplayer&hl=en
Для iOS: https://itunes.apple.com/us/app/360-video-digital-immersion/id893235638?mt=8
Источник: https://reelsource.ru/ru/reel-life/interview_molodtsov
Фото: предоставлено режиссером Георгием Молодцовым.